Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Оформление собственность квартира

Что это такое

Подробнее рассмотрим, что такое кооперативная квартира. Появились такие объекты недвижимости еще в СССР. Как в то время, так и сейчас суть кооператива можно выразить так:

  • заинтересованные граждане объединяют свои средства в один счет и образуют кооперативное объединение;
  • кооперативное объединение использует возможности своих членов или нанимает строительную фирму для возведения дома;
  • после ввода дома в эксплуатацию жилые помещения распределяются между пайщиками сообразно их взносу. Кому какая квартира достанется, как правило, решается еще на этапе образования объединения.

Сегодня такая форма строительства не распространена. Кооперативы вытесняются долевым участием в строительстве, поскольку последний вариант безопаснее для дольщика. Основные недостатки строительного кооператива по сравнению с ДДУ:

  • средства пайщиков не застрахованы и не могут быть компенсированы Фондом защиты дольщиков;
  • строительство контролируется непрофессионалами;
  • у пайщиков нет особых прав как у дольщиков при банкротстве застройщика.

ВАЖНО! Кооператив – это более рискованное вложение по сравнению с долевым участием в строительстве. Привлекает же пайщиков возможность получить квартиру намного дешевле, чем при покупке уже готовой или долевом строительстве.

Кооперативная квартира – это такое жилье, что строится общими усилиями и на общие средства граждан, объединенных в кооператив. Это вполне работающая схема. Сложности у пайщиков и их наследников возникают в следующих случаях:

  • дом построен, и нужно оформить жилплощадь на себя;
  • дом построен, пай выплачен, но пайщик умер, не оформив собственность;
  • пай не выплачен, а пайщик умер.

При этом ситуация может возникнуть долгое время назад и тянуться годами. Нередки случаи, когда человек вложился в кооперативное строительство еще в СССР, въехал в готовое жилье, но так и не зарегистрировал право собственности на кооперативную квартиру. Разбираться с правами приходится уже его наследникам.

Права пайщика в кооперативе

Статус и деятельность ЖСК регулируется разделом V Жилищного кодекса РФ. Здесь же устанавливаются и права пайщиков:

  • участвовать в организации и управлении ЖСК через общее собрание;
  • право на сам пай в кооперативе;
  • право на кооперативное жилье сообразно внесенной сумме денег, когда дом жилищного кооператива уже сдан;
  • разрешить проживание временным жильцам;
  • разделить квартиру с другим владельцем пая, если есть такая возможность в реальности;
  • сдать жилплощадь внаем;
  • получить возмещение, если дом подвергнется сносу;
  • участвовать в банкротстве ЖСК.

Ряду наследников предоставлена преимущественная возможность вступления в кооператив, если у наследодателя остался пай.

https://www.youtube.com/watch?v=https://www.googleadservices.com/pagead/aclk?sa=L&ai=CnAjRuOxPXrnBHsPQ6wSvsbOABunzobVai8HRqvAKsJAfEAEgAGCEleyF3B2CARdjYS1wdWItNjIxOTgxMTc0NzA0OTM3MaABqLqGlAOpAvyrWf-nrVA-qAMEqgSTAk_Q8ZrpSFDOakilSyYDyUTtNL_MSm7SsJfry_RRYQlSeOiq7Q6o4Z0baAWMsfvSV41K48tNxBc0UFhOZfbdHn8KCGn4D5uopMVQJ5Yebj5eYUHGkDeWvzF4JYJ07mj-gFuiWMwS6ttfQZ5rfkhyox9wiADq-_I47H4W8g35Oj5338YoqgyQM4IHFhkokb78ykUfnedi2VM4Jrjo65E8M7aGI6JlPV2VofG3KJ-4d5uCEbVkRrGX9GcxIVvEH9HJWrfKQJso07bNVQ6fYxhUNxH0FUTDdKnF82ejBTTd9vuNU_oBLzfHp9YW_u9MtzUKva5lD2-1emRKZLveEEVKrKHa58wqFsbG8Zsjhx8NbAdJAA7GiAWVht7OA5IFDAgSMMi1hM3fpKXsT5IFBwgTeIrpmGySBQQIAxAEoAZVgAfAxflrkAcEqAeo0huoB7YHqAfgzxuoB-nUG6gHttcbqAeMzRuoB_LZG6gH1c4bqAeBxhuoB5jOG6gHq8UbqAfezhuoB7_VG6gHwtobkggLVDlpVkpmbWhHc2fSCAgIgMGAoAIQAbEJfsOeRGlPJLTICRe4E____________wGwFAPAFQHYFQE&num=1&cid=CAASFeRoUnlxZSg71ApPdlg6es1S1R-2TA&sig=AOD64_13mV1L-7xtsn3Ki0yJZEXoHhs0VQ&adurl=http://www.youtube.com/watch%3Fv%3DT9iVJfmhGsg&ctype=21&video_id=T9iVJfmhGsg&client=ca-pub-6219811747049371

Важно знать!

Необходимо понимать, что существует такие понятия, как право владения и право собственности на квартиру, возникающие во время купли и продажи недвижимого имущества.

Право собственности обязательно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре. Если это право ещё не прошло регистрацию, то договор купли-продажи всё равно считается действительным.

Этот документ говорит о праве владения на квартиру. Благодаря этой бумаге, покупатель является законным владельцем и имеет право на защиту своей недвижимости, но не может в законном порядке распоряжаться своим имуществом. Поэтому после приобретения квартиры, необходимо выполнить государственную регистрацию права на собственность.

Какие потребуются документы

Прежде всего, в ЕГРН регистрируют:

  • Появление прав (собственности) на объект недвижимости. Скажем, на жильё, приобретённое на первичном рынке недвижимости (что закреплено по договору участия в долевом строительстве).
  • Факт передачи прав на жильё от одного лица к другому (независимо от его формы). Это может быть сделка по приобретению квартиры (согласно договору купли-продажи), передача жилого помещения по наследству, дарение и пр.
  • Ликвидация прав прежнего владельца на жилплощадь. Она наступает после того, как после заключения сделки продавец (собственник) окончательно передал недвижимость по передаточному акту, либо же если квартира была разрушена.

С начала 2017 года вступил в силу новый Закон о госрегистрации недвижимости. Согласно ему, именно регистрация собственником своих прав на жилплощадь в госреестре недвижимости признаётся единственным возможным подтверждением того, что его права на жилое помещение действительно были зарегистрированы. Регистрация прав собственника осуществляется в ЕГРН.

Ваши права на квартиру теперь подтверждаются выпиской, выданной ЕГРН после регистрации. Это положение действует как для физических, так и юридических лиц. Она же будет тем правоустанавливающим документом, на основе которого вы сможете продать, обменять, подарить и проводить другие операции с квартирой.

Исключение в данном правиле составляют ситуации, когда право владения квартирой переходит по наследству. Они возникают в момент принятия наследуемого имущества.

В выписке из ЕГРН содержится гораздо больше сведений по сравнению с документом, подтверждающим права собственности до изменений 2017 года. Сама выписка выдаётся ЕГРН в тех случаях, когда необходимо подтвердить факт того, что гражданин является собственником данной недвижимости (например, перед заключением договора купли-продажи квартиры). Она вступает в законную силу с момента её выдачи новому владельцу недвижимого имущества (в МФЦ либо в Росреестре).

Новый реестр действует и в электронной системе и состоит из:

  • Текстовой части, где указаны основные сведения об объекте недвижимого имущества.
  • Графическая часть (по типу той, что есть в кадастровом паспорте на недвижимость).

Учтите! Права на квартиру, зарегистрированные в ЕГРП (т.е. оформленные до внесения изменений в законодательство в 2016 году) подтверждаются выпиской из ЕГРН, в которой указана дата получения прежнего свидетельства. К примеру, собственнику выдали свидетельство о правах собственности на квартиру 20 сентября 2008 году. Теперь же в ЕГРН выдаётся выписка, подтверждающая возникновение прав собственности 20 сентября 2008 года.

Подробнее про документы на квартиру смотрите в следующем видео:

Итак, для регистрации квартиры в собственность в Росреестр должно быть подано заявление (в одном экземпляре) и правоустанавливающие документы (их перечень определён в Федеральном законе о госрегистрации недвижимого имущества), подтверждающие то, что вы получили (либо к вам перешли) права на квартиру на законном основании. Нужно подготовить как минимум два экземпляра правоустанавливающего документа:

  • Договор по любой сделке, подтверждающий факт получения или перехода к вам прав на квартиру (договор дарения, передачи, наследования, купли-продажи и т.д.).
  • Распоряжение государственных или муниципальных органов власти, по которым вы становитесь владельцем недвижимости (главное, чтобы такие распорядительные акты уже вступили в законную силу).
  • Документы, подтверждающие ваше право на получение наследства (недвижимого имущества).
  • Судебное решение (для регистрации понадобится подать только подлинник).
  • Свидетельство того, что жилое помещение было приватизировано.

Помимо этого, стороны соглашения должны подать:

  • Свои паспорта. Если сделку проводит доверенное лицо (представитель), он должен предъявить нотариальную доверенность.
  • Квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины за регистрацию. Её размер установлен согласно НК РФ – 2 000 рублей с физических лиц и 22 000 рублей с юридических лиц.

Если право собственности на недвижимость прошло регистрацию в Росреестре, оспорить его можно лишь в судебном порядке.

Заявление пишется:

  • Самим владельцев квартиры (скажем, когда она передаётся по наследству).
  • Обоими участниками сделки (в случае заключения договора купли-продажи или дарения жилья).

Однако с этого года разрешается подать заявление и документы в любое подразделение Росреестра: о перечне подразделений Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии можно узнать на официальном сайте.

Заявителю могут отказать в госрегистрации прав на квартиру и вернуть документы, если:

  1. В заявлении были выявлены ошибки (оно составлено в неправильной форме, содержит неверную информацию и пр.), либо сотрудники органа не смогли прочитать его.
  2. На заявлении или любом прикреплённом к нему документе замечены следы исправлений или дописывания, сведения записали в сокращённой форме, написаны карандашом и т.п.
  3. В базе данных регистрационной службы по прошествии 5 дней с момента приёма документов нет сведений об оплате госпошлины (заявителем не была подана квитанция).
  4. В ЕГРН был установлен запрет или ограничение на регистрацию данной квартиры (она была арестована, является залоговым имуществом и т.д.).

Кроме того, с 2017 года все желающие зарегистрировать свои права на квартиру могут отправить документы и заявление в электронной форме (сканированные) на официальном сайте Госуслуг. При этом надо быть внимательным, поскольку в таком случае высок риск стать жертвой мошенничества.

Заявление может быть подано и нотариусом, в том случае если стороны сделки оформили договор в нотариальной форме. В этом случае также подаётся два экземпляра договора, подтверждающих возникновение или переход прав на квартиру от одной стороны к другой в результате сделки.

Понятие кооперативной квартиры

Понятие кооперативных квартир вошло в жизнь людей, живших в период СССР в прошлом веке. Граждане начинали возводить жилье за счет своих личных средств. Именно в этот момент и возникло данное понятие. Строительство производилось на основании локальной документации, которая регулировала деятельность строительных организаций.

Как оформить в собственность залоговую квартиру в новом жилом комплексе?

Заёмщик, полностью погасивший ипотечную ссуду, обязан отправить справки в Росреестр. Гражданин должен предъявить работнику государственной организации следующие бумаги:

  • Справка об оплате государственного сбора;
  • Кредитный договор;
  • Закладная (если она оформлялась);
  • Отчёт об оценке жилой площади.

После того как справки будут оформлены, заполните заявку и отнесите весь пакет бумаг в Многофункциональный центр. Это можно сделать следующим образом:

  1. Курьерская служба. Специалист Росреестра приедет к человеку домой и примет заявление на оформление имущественных прав. Эта услуга оказывается на платной и на безвозмездной основе. Последним вариантом могут воспользоваться ветераны войн, а также инвалиды (при наличии медицинских документов, подтверждающих статус человека с ограниченными возможностями). Курьера можно вызвать по телефону;
  2. Визит в кадастровую палату. Перед посещением государственной организации нужно зайти в личный кабинет на сайте Росреестра и записаться на приём. Также можно взять талон электронной очереди. После передачи документов вам сообщат код заявки, по которой можно будет отслеживать работу сотрудников Росреестра;
  3. Письмо (этот вариант подходит для людей, приобретавших жилплощадь в другом населённом пункте). Зайдите в интернет и загрузите заявление на получение свидетельства о праве распоряжения собственностью (требуется нотариальное заверение распечатанного файла). После этого нужно выслать документы по почте на адрес местного Многофункционального центра;
  4. Портал Росреестра. Порядок оформления квартиры в собственность при ипотеке в Сбербанке даёт возможность посылать справки по удалённым каналам. Вам потребуется установить на компьютер специальное программное обеспечение, поддерживающее электронные ключи (его можно получить в удостоверяющем центре, имеющем государственную аккредитацию). Документы будут обработаны в течение 10-14 дней.

Порядок оформления квартиры в собственность при ипотеке в Сбербанке предполагает выдачу свидетельства после предъявления паспорта. Регистрационная запись, указывающая на наличие обременения, погашается. Если по займу оформлялась закладная, то в ней делается пометка о погашении ипотеки. Бывший клиент Сбербанка становится полноценным собственником. Хозяин помещения может осуществлять любые сделки с принадлежащими ему квадратными метрами.

Условия оформления в собственность квартиры по договору долевого участия

После завершения строительных работ компания-застройщик должна выполнить ряд действий, способствующих тому, чтобы покупатели смогли зарегистрировать свои права на квартиры, приобретенные по договору долевого участия:

  • составление протокола о распределении жилых помещений и коммерческих площадей (если в доме предусмотрены магазины, офисные или другие нежилые помещения);
  • оформление и получение в БТИ технического паспорта на построенное здание, в котором указаны этажность и планировка дома, его общий метраж и метраж каждой отдельно взятой квартиры и других помещений;
  • подписание акта приема-передачи объекта недвижимости и получение разрешения на ввод его в эксплуатацию, выданное соответствующим властным органом;
  • постановка жилого дома на учет в Росреестре;
  • присвоение ему почтового адреса.