Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Назначение устройство и работа радиатора

Устройство вентилятора системы охлаждения двигателя

Конструктивно вентилятор для охлаждения мотора автомобиля представляет собой простой механизм, состоящий из шкива, на котором расположены лопасти (крыльчатка). Они установлены с некоторым углом наклона по отношению к плоскости вращения, что улучшает их аэродинамические характеристики и повышает интенсивность нагнетания воздуха. Количество лопастей (от 4 и более), а также их геометрические размеры (диаметр вентилятора, частота расположения) зависят от модели автомобиля и подбираются индивидуально.

Современные автомобили оснащены так называемой комбинированной системой охлаждения, состоящей не только из вентилятора, но также имеющей радиатор и специальные контуры (магистрали) с охлаждающей жидкостью. А потому «кулер» двигателя часто называют вентилятором радиатора.

В ряде конфигураций автомобилей могут использоваться сдвоенные вентиляторы системы охлаждения двигателя, в которых предусмотрено два шкива с независимыми лопастями. Они могут приводиться в рабочий режим одновременно или по отдельности, поскольку каждый имеет свою систему подключения.

Расположение ветилятора охлаждения двигателя

При интенсивном вращении шкива поток воздуха «всасывается» снаружи при помощи лопастей. Тем самым увеличивается и объем воздуха, проходящий через радиатор, что обеспечивает его более эффективную работу и ускоряет процесс отведения тепла. Для принудительного вращения шкива (лопастей) и обеспечения необходимой скорости могут быть использованы несколько типов привода:

  • механический;
  • гидромеханический;
  • электрический.

Как работает механический привод

Самый простой тип привода вентилятора для охлаждения радиатора мотора основан на передаче вращательного движения от коленчатого вала с помощью ремня. Этот способ является полностью механическим и постоянным, обеспечивая запуск «кулера» синхронно с работой двигателя.

Несмотря на простоту конструкции, такой привод снижает полезную мощность мотора, поскольку часть энергии затрачивается на нагнетание воздуха. Помимо этого, отсутствует возможность регулировки интенсивности работы лопастей. В силу этих особенностей механический привод в современных автомобилях практически не применяется.

Особенности гидромеханического типа привода

Для более рациональной эксплуатации вентилятора системы охлаждения двигателя используется гидромеханический тип привода. Его особенность заключается в том, что лопасти соединены со шкивом посредством герметичной муфты. Она может быть двух типов:

  • вязкостная (вискомуфта);
  • гидравлическая.

Главной задачей муфты является запуск вентилятора охлаждения радиатора при увеличении нагрузки на двигатель. Когда же двигатель работает на малых оборотах, принудительного нагнетания воздуха не происходит. Вязкостная или вискомуфта соединена с коленвалом мотора. Внутри нее находится силиконовая жидкость (гель), которая реагирует на температуру. При нагревании муфты гель изменяет свои свойства и происходит блокировка. В гидравлической муфте блокировка обеспечивается благодаря изменению объема масла.

Электрический и электромагнитный привод

Помимо вязкостных и гидравлических муфт в системе привода вентилятора радиатора может быть использована электромагнитная муфта. Она реагирует на температуру охлаждающей жидкости, поддерживая ее в диапазоне от 80-85°C. Электромагнитные муфты устанавливаются преимущественно на грузовом транспорте и строительной технике.

Электрический вентилятор охлаждения

Такая конструкция состоит из электромагнита, установленного на ступице вентилятора. Последняя соединена с якорем при помощи пластинчатой пружины и совершает вращательные движения. При температуре ниже 80°C якорь находится вне электромагнитной катушки и вентилятор отключен, если же температура поднимается свыше 85°C срабатывает тепловой датчик, замыкающий контакты и включающий электромагнит. Якорь втягивается внутрь катушки и вентилятор приводится в движение.

Наиболее популярным типом привода для современных автомобилей является электрический. Он предполагает установку в системе дополнительного электродвигателя. Его работа контролируется блоком управления, который фактически и запускает вентилятор, когда это необходимо. Также как и для электромагнитной муфты, режим включения и отключения определяется температурой охлаждающей жидкости, которая фиксируется термодатчиком.

Преимуществом использования электродвигателя для запуска вентилятора системы охлаждения является возможность реализации управляемого выбега вентилятора. На практике это означает, что обдув может продолжаться даже после выключения мотора автомобиля, ускоряя его охлаждение.

Необходимость прибора для регулировки теплоотдачи радиаторами отопления

Любая система отопления должна создаваться на основании тщательно проведенных теплотехнических расчетов. При этом учитывается масса различных критериев, начиная от площади, высоты и других особенностей каждого конкретного помещения, до специфики климатических условия региона проживания. Естественно, что при проведении подобных вычислений проектировщики отталкиваются от наиболее неблагоприятных условий. Иными словами, даже в самую холодную декаду года отопление должно в полной мере справляться со своими задачами, то есть обязательно закладывается определённый эксплуатационный запас.

Но столь сильные морозы, параметры которых закладываются в расчет, чаще всего стоят на улице не дольше двух-трех недель за весь длительный зимний период. Получается, что в остальное время расчетная тепловая мощность отопительных систем остается невостребованной.

Кроме того, ни для кого не секрет, что в любом регионе череда сильных морозов может смениться достаточно длительной оттепелью. Понятно, что в таких условиях потребность в поступающей тепловой энергии – резко уменьшается.

Можно еще вспомнить и суточные колебания температуры, особенно в помещениях, обращенных окнами на солнечную сторону. А такие перепады в погожие дни могут быть весьма внушительными – днем в комнатах становится неопрятно жарко. Вот и приходится открывать форточки настежь, хотя такая мера решает проблему лишь отчасти и способна принести больше вреда, чем пользы.

Централизованные системы теплоснабжения просто не в состоянии очень быстро, гибко реагировать на подобные изменения температуры воздуха. Мало того, многие из существующих систем разрабатывались еще под старые стандарты строительства, с однообразными радиаторами отопления и с повсеместной установкой обычных деревянных окон. Массовая установка жильцами новых качественных окон со стеклопакетами тоже внесла свои коррективы – теплопотери через них значительно меньше, плюс к этому – исчез один из путей естественной вентиляции воздуха в помещениях. При проведении ремонтов хозяева часто отказываются от старых батарей, устанавливая современные модели с повышенной теплоотдачей. Но если при этом не корректировать температуру, то это опять же путь к тем последствиям, о которых говорилось выше.

Казалось бы, хозяевам частных домов с автономной системой отопления – намного проще, так как они в состоянии оперативно изменять тепловую мощность самого котла. Это действительно так, особенно если котельное оборудование оснащено современной системой погодозависимой автоматики. Однако, и это не решает проблемы полностью. В разных комнатах дома может требоваться и различный тепловой режим. Плюс к этому – уже упомянутые суточные колебания температуры. Кроме того, в некоторых помещениях нередко требуется временное создание совершенно индивидуальных условий, например, для хранения тех или иных продуктов, или материалов. Во временно необитаемых комнатах бывает нужен тепловой режим, который бы, к примеру, обеспечивал только гарантированную сохранность самой системы отопления. Одним словом, для всего этого необходимо иметь какое-то средство оперативно и точно управлять температурой непосредственно на самом приборе теплообмена – радиаторе.

Именно в таких целях и разрабатывался терморегулятор для радиатора отопления.

Видео — Терморегулятор для радиатора отопления: установка и настройка

https://www.youtube.com/watch?v=abB3nAxsQXc