Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Инвентаризация имущества бухгалтерский учет

Узнай стоимость написания такой работы!


2.2.Порядок документооборота при проведении инвентаризации в организации

 

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включают представители администрации организации, работники бухгалтерской службы.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации, на…», что должно служить бухгалтерии основанием для определений остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в 2-х экземплярах[2,c.76].

До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.

Для организации учета денежных средств и документов предусмотрен активный счет 50 «Касса». Этот счет имеет три субсчета: 50/1 «Касса организации», 50/2 «Операционная касса», 50/3 «Денежные документы».

Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовoм счете 006 «Бланки строгой отчетности».

Путем сопоставления фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача.

В бухгалтерском учете фактические излишки денежных средств и документов приходуются следующей записью:

Дебет 50 «Касса» субсчета 1 «Касса организации» или 3 «Денежные документы».

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1«Прочие доходы».

При выявлении излишков бланков документов строгой отчетности они отражаются по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности» в условной (номинальной) оценке.

В случае выявления недостачи денежных средств записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По недостающим денежным средствам и документам по дебету счета 94 отражается их фактическая стоимость[13,c.96].

На сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных средств и документов в учете осуществляется запись: Дебет 94, Кредит 50 Субсчета 1 или 3.

Сумма недостающих бланков строгой отчетности отражается по кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности». Если недостача денежных средств и документов допущена по вине материально-ответственного лица – кассира, то ее сумма списывается в учете проводкой:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Возмещение суммы недостачи возможно из заработной платы кассира, что отражается следующей записью:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Если недостача возмещается в кассу организации, то в бухгалтерском учете производится запись:

Дебет 50/1«Касса организации»

Кредит 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

При отсутствии конкретного виновного лица сумма недостачи денежных средств, ранее отраженная по дебету счета 94, включается в состав прочие расходы организации и списывается корреспонденцией счетов:

Дебет 91/2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В кассе результаты инвентаризации документов и наличных денежных средств оформляют актами по форме ИНВ-1 по инвентаризации наличных денежных средств, где приводят объяснения кассиров о выявленном нарушении и резолюция руководства о решении по результату инвентаризации. Составляют акт инвентаризации в 2-х экземплярах (в 3-х экземплярах при смене кассира), инвентаризационная комиссия и материально-ответственное лицо подписывают акт и доводят до руководителя предприятия сведения о результатах проверки. В бухгалтерию передается один экземпляр, а второй экземпляр оставляют материально-ответственному лицу.

Составляют инвентаризационную опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по форме № ИНВ-16 для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценных бумаг и бланков документов, а также выявление количественного расхождения их с учетными данными[3,c.110].