Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Дисциплинарное взыскание на государственного служащего налагается

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение политическим государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе далее — дисциплинарный проступок , на политического государственного служащего налагается дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание на политического государственного служащего налагается вышестоящим должностным лицом органом или лицом, имеющим право назначения на должность и освобождения от должности служащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности далее — уполномоченное лицо.

До наложения дисциплинарного взыскания может быть проведено служебное расследование. От виновного в совершении проступка должно быть истребовано письменное объяснение. Отказ виновного дать письменное объяснение не может служить препятствием для наложения дисциплинарного взыскания.

О наложенном дисциплинарном взыскании политический государственный служащий, подвергнутый взысканию, ставится в известность службой управления персоналом кадровой службой соответствующего государственного органа под роспись. В случае невозможности ознакомить с актом о наложении дисциплинарного взыскания политического государственного служащего, подвергнутого взысканию, служба управления персоналом кадровая служба направляет ему копию акта письмом с уведомлением.

Отказ политического государственного служащего в ознакомлении с актом о наложении дисциплинарного взыскания фиксируется службой управления персоналом кадровой службой в письменной форме. Дисциплинарное взыскание может быть объявлено политическому государственному служащему на заседании соответствующего государственного органа, его коллегии или в присутствии служащих, определяемых должностным лицом, наложившим это взыскание.

По решению Президента Республики Казахстан нарушения норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, допущенные политическими государственными служащими, назначаемыми Президентом Республики Казахстан, и их заместителями, могут рассматриваться Комиссией при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией далее — Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией.

Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией вправе вносить рекомендации о проведении служебного расследования, а также предложения о дисциплинарной ответственности должностных лиц вплоть до увольнения с занимаемой должности. Нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, допущенные акимами городов, являющихся административными центрами областей, рассматриваются советами по этике уполномоченного органа по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице, которые вправе вносить рекомендации о проведении служебного расследования, а также предложения о дисциплинарной ответственности должностных лиц вплоть до их увольнения с занимаемой должности.

Служебное расследование проводится по поручению лица, уполномоченного налагать дисциплинарное взыскания. Обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает приведение его в исполнение.

В акте о наложении дисциплинарного взыскания указываются проступок, за совершение которого налагается взыскание, вид взыскания и лицо, на которое оно налагается. Сведения и акты о дисциплинарных взысканиях подлежат учету службой управления персоналом кадровой службой государственного органа путем занесения в послужной список политического государственного служащего. Сведения о дисциплинарных взысканиях, наложенных руководителем государственного органа на политических государственных служащих, допустивших дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, подлежат обязательному представлению службой управления персоналом кадровой службой в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.

Если в течение шести месяцев со дня наложения взыскания политический государственный служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Снятие дисциплинарного взыскания в виде понижения в должности с политического государственного служащего не влечет его восстановление в ранее занимаемой должности. В случае наложения на политического государственного служащего нескольких дисциплинарных взысканий он считается имеющим взыскание до истечения шестимесячного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения шестимесячного срока, если политический государственный служащий не совершил нового проступка и при этом проявил себя как добросовестный работник. Дисциплинарное взыскание, не снятое ко дню прекращения должностных обязанностей политическим государственным служащим, считается снятым со дня прекращения этих обязанностей.

Для досрочного снятия дисциплинарного взыскания непосредственный руководитель политического государственного служащего, на которого взыскание было наложено, направляет соответствующее ходатайство уполномоченному лицу.

Досрочное снятие взыскания, если оно наложено по рекомендации Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией, производится только по согласованию с ней, если иное не решено Президентом Республики Казахстан. Дисциплинарная ответственность членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, за исключением нарушений норм служебной этики, в том числе допущения дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, рассматривается кадровой комиссией области, столицы, города республиканского значения.

Дисциплинарную ответственность государственных служащих категорий В-1, С-1, С-2, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, рассматривает Комиссия по этике уполномоченного органа по делам государственной службы далее — Комиссия по этике , которая вырабатывает рекомендации о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Положение о Комиссии по этике утверждается уполномоченным органом по делам государственной службы. Дисциплинарная ответственность членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, административных государственных служащих категорий С-О-1, С-О-2, С-R-1, С-R-2, D-1, D-2, D-О-1, D-О-2, Е-1, Е-2, Е-R-1, Е-R-2, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, рассматривается советами по этике уполномоченного органа по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице далее — Совет по этике.

В случаях, когда в рамках одного дисциплинарного производства необходимо рассмотреть проступки нескольких административных государственных служащих разных категорий, дисциплинарная ответственность рассматривается органом либо должностным лицом, имеющим право рассматривать проступок служащего, имеющего более высокий статус категорию.

Незначительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим, не имеющим дисциплинарного взыскания, или после снятия ранее наложенного взыскания, за который налагается взыскание в виде замечания, выговора и строго выговора.

Значительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим при наличии не снятого взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за который налагается взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности.

При этом, в случаях допущения дисциплинарных проступков, за совершение которых предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности по основаниям в соответствии с законодательством о государственной службе, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности налагается независимо от наличия не снятого дисциплинарного взыскания.

Грубым проступком является проступок, за совершение которого предусмотрены увольнение, взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, либо совершенный административным государственным служащим при наличии не снятого взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии, за который налагается взыскание в виде увольнения с занимаемой должности.

Основанием для наложения дисциплинарного взыскания является совершение административным государственным служащим дисциплинарного проступка. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степени вины лица, его совершившего.

При совершении административным государственным служащим дисциплинарного проступка с него истребуется письменное объяснение. В случае совершения административным государственным служащим незначительного дисциплинарного проступка, если в письменном объяснении он согласен с фактом совершения им данного проступка, то уполномоченное лицо имеет право наложить взыскание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования.

В случае, если административный государственный служащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, то по приказу уполномоченного лица должно быть проведено служебное расследование в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами. В случае отказа административным государственным служащим дать письменное объяснение работниками службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченными должностными лицами составляется соответствующий акт.

Отказ административного государственного служащего дать письменное объяснение не может служить препятствием для проведения служебного расследования.

Дисциплинарные взыскания в виде понижения в должности, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения с занимаемой должности налагаются в соответствии с рекомендациями Комиссии по результатам проведенного служебного расследования. Если дисциплинарный проступок совершен лицом, впервые принятым на административную государственную должность, с закрепленного за данным лицом наставника по факту совершения проступка истребуется письменное объяснение, которое доводится до сведения членов Комиссии на его заседании.

При рассмотрении уполномоченным лицом рекомендаций и материалов Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии или Совета по этике служебные расследования не проводятся. Уполномоченным лицом решение о наложении взыскания принимается в течение десяти рабочих дней в соответствии с рекомендацией Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии или Совета по этике.

О принятом решении сообщается в Национальную комиссию, Комиссию по этике, Региональную кадровую комиссию или Совет по этике в течение трех рабочих дней. Дисциплинарные взыскания при совершении проступка, совершенного совместно несколькими государственными служащими, налагаются на каждого служащего в отдельности.

За совершенный дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание. Применение к административному государственному служащему дисциплинарного взыскания, если в его действиях усматриваются другие виды ответственности, не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Служебным расследованием является деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о дисциплинарном проступке административного государственного служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда должностному лицу, имеющему право назначения на должность и освобождения от должности административного государственного служащего, далее — уполномоченное лицо стало известно о совершении им проступка.

Служебные расследования назначаются актом уполномоченного лица и проводятся службой управления персоналом кадровой службой в срок не более десяти рабочих дней со дня издания акта о проведении служебного расследования. При этом, к служебному расследованию привлекается непосредственный руководитель административного государственного служащего, за исключением случаев наличия конфликта интересов либо рассмотрения их дисциплинарной ответственности в рамках одного дисциплинарного производства.

В случае необходимости к проведению служебного расследования привлекаются иные государственные служащие, а также проведение служебного расследования может быть возложено на иные структурные подразделения с привлечением сотрудника службы управления персоналом кадровой службы.

Лица, входящие в состав Комиссии, к проведению служебного расследования не привлекаются. Проведение служебных расследований без наличия акта уполномоченного лица о назначении такого расследования не допускается. Служебное расследование приостанавливается и возобновляется решением уполномоченного лица. Председатель Национальной комиссии может поручить проведение служебного расследования соответствующему государственному органу либо должностному лицу в соответствии с их компетенцией с включением в состав лиц, проводящих служебное расследование, представителя рабочего органа Национальной комиссии либо уполномоченного органа.

Председатель Региональной кадровой комиссии может поручить проведение служебного расследования соответствующему государственному органу либо должностному лицу в соответствии с их компетенцией с включением в состав лиц, проводящих служебное расследование, представителя рабочего органа Региональной кадровой комиссии. В случае необходимости уполномоченный орган по делам государственной службы может поручить проведение служебного расследования службе управления персоналом кадровой службе самого государственного органа с участием представителя уполномоченного органа по делам государственной службы.

В этом случае материалы в отношении административных государственных служащих по решению председателя Национальной комиссии, руководителя уполномоченного органа по делам государственной службы, председателя Региональной кадровой комиссии направляются должностному лицу, имеющему право назначения на должность и освобождения от должности, для наложения на служащих дисциплинарных взысканий.

Сведениями о совершении дисциплинарного проступка административным государственным служащим являются: обращения физических и юридических лиц, материалы правоохранительных и иных государственных органов, публикации в средствах массовой информации, служебные записки либо представления руководителей структурных подразделений государственных органов, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарный проступок, и иные материалы.

Материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме, в том числе видео материалы. В ходе служебного расследования служба управления персоналом кадровая служба либо уполномоченные должностные лица всесторонне и полно собирают все материалы и сведения, касающиеся обстоятельств совершения дисциплинарного проступка и иных оснований расследования, и представляют материалы с соответствующим мотивированным заключением на рассмотрение Комиссии. До рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке Национальной комиссией, Комиссией по этике, Региональной кадровой комиссией, Советом по этике или Комиссией от служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, службой управления персоналом кадровой службой либо уполномоченными должностными лицами истребуется письменное объяснение.

Отказ административного государственного служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, дать письменное объяснение не может служить препятствием для направления материалов служебного расследования на рассмотрение Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии, Совета по этике, Комиссии и принятия решения о наложении взыскания.

В этом случае работником службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченными должностными лицами в произвольной форме составляется акт об отказе в даче письменного объяснения. В случае отказа административного государственного служащего, в отношении которого рассматривается дисциплинарная ответственность, подтвердить своей подписью ознакомление с материалами служебного расследования, работниками службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченными должностными лицами составляется соответствующий акт.

Комиссия формируется актом уполномоченного лица и состоит из председателя, членов Комиссии из числа работников государственного органа. Общее количество членов Комиссии, включая председателя, должно составлять нечетное число, и состав комиссии должен состоять из представителей различных структурных подразделений государственного органа.

В центральных исполнительных органах ответственный секретарь осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, формирует ее состав в количестве не менее чем из пяти членов, две трети из которых должна состоять из представителей структурных подразделений, в том числе председателя. Председатель Комиссии избирается из числа ее членов. Для государственных органов, штатная численность которых составляет менее пятидесяти единиц, допускается формирование Комиссии в составе трех членов.

Секретарем Комиссии является представитель службы управления персоналом кадровой службы , который определяется руководителем службы управления персоналом кадровой службой. Все материалы работы Комиссии хранятся в службе управления персоналом кадровой службе.

Секретарь Комиссии осуществляет организационное обеспечение ее работы и не принимает участие в голосовании. Политические государственные служащие, являющиеся руководителями государственных органов и их заместители, а также уполномоченные лица не могут входить в состав Комиссии. Член Комиссии не участвует в рассмотрении материалов служебного расследования и исследовании фактов, касающихся дисциплинарного проступка, в отношении служащего, являющегося его близким родственником или свойственником, или если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в данном расследовании.

В случае, если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в расследовании, то он обязан незамедлительно информировать об этом лицо, имеющее право назначения на должности и освобождения от должностей административных государственных служащих. Комиссия на своем заседании рассматривает материалы служебного расследования и исследует факты, касающиеся дисциплинарного проступка, заслушивает объяснения административного государственного служащего, в отношении которого проведено служебное расследование, и представителей службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченных должностных лиц, проводивших расследование.

Комиссия также имеет право заслушать свидетелей и исследовать любые факты, касающиеся проступка. День проведения заседания определяется председателем, о чем члены Комиссии и административный государственный служащий уведомляются службой управления персоналом кадровой службой. Рассмотрение материалов служебного расследования на заседании Комиссии может происходить без участия административного государственного служащего, в отношении которого рассматривается дисциплинарная ответственность, если он был надлежащим образом извещен о времени и месте заседания Комиссии и ознакомлен с указанными материалами не менее чем за три рабочих дня до проведения заседания.

Надлежащим извещением в настоящих Правилах признается извещение административного государственного служащего письмом по месту работы либо заказным письмом или телеграммой, в случае отсутствия его на работе, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку, либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова. Административный государственный служащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, в случаях перемены во время служебного расследования своего адреса, абонентского номера сотовой связи письменно сообщает об этом службе управления персоналом кадровой службе.

При отсутствии такого сообщения, извещение, вызов посылаются по последнему известному адресу, абонентскому номеру сотовой связи и считаются доставленными, хотя служащий по этому адресу более не проживает или не находится, не использует этот абонентский номер сотовой связи. Административный государственный служащий может письменно отказаться от участия на заседании Комиссии. Заседание Комиссии считается правомочным, если на заседании присутствует не менее трех четвертей ее членов.

Ход заседания Комиссии оформляется в виде протокола, в котором фиксируются решения Комиссии по вопросам, указанным в пункте 66 настоящих Правил. Протокол подписывается председателем, членами и секретарем Комиссии, после чего служба управления персоналом ознакамливает с ним служащего, в отношении которого рассматривается вопрос дисциплинарной ответственности.

К протоколу может прилагаться стенограмма заседания, а ход заседания фиксироваться с помощью технических средств. Во время заседания административный государственный служащий также может использовать технические средства записи, за исключением случаев, когда рассмотрение вопросов дисциплинарной ответственности затрагивает государственные секреты. Использование технических средств записи не должно мешать ходу заседания дисциплинарной комиссии. О применении Комиссией технических средств производится отметка в протоколе заседания Комиссии.

Рекомендации Комиссии принимаются путем открытого голосования и направляются уполномоченному лицу. Члены Комиссии не воздерживаются при голосовании и участвуют в заседаниях без права замены. Не допускается какое-либо вмешательство в деятельность Комиссии. Член Комиссии, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вручается председателю Комиссии и приобщается им к протоколу заседания Комиссии.

При наличии фактов, подтверждающих совершение дисциплинарного проступка, Комиссия выносит рекомендации уполномоченному лицу о целесообразности наложения взыскания и его виде. Комиссия при наличии достаточных оснований в рекомендациях указывает на установленные в ходе рассмотрения дисциплинарной ответственности служащего факты нарушения законодательства, причины и условия, способствовавшие совершению проступка, и необходимые для принятия соответствующие меры.

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение политическим государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе далее — дисциплинарный проступок , на политического государственного служащего налагается дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание на политического государственного служащего налагается вышестоящим должностным лицом органом или лицом, имеющим право назначения на должность и освобождения от должности служащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности далее — уполномоченное лицо.

До наложения дисциплинарного взыскания может быть проведено служебное расследование. От виновного в совершении проступка должно быть истребовано письменное объяснение. Отказ виновного дать письменное объяснение не может служить препятствием для наложения дисциплинарного взыскания.

О наложенном дисциплинарном взыскании политический государственный служащий, подвергнутый взысканию, ставится в известность службой управления персоналом кадровой службой соответствующего государственного органа под роспись. В случае невозможности ознакомить с актом о наложении дисциплинарного взыскания политического государственного служащего, подвергнутого взысканию, служба управления персоналом кадровая служба направляет ему копию акта письмом с уведомлением.

Отказ политического государственного служащего в ознакомлении с актом о наложении дисциплинарного взыскания фиксируется службой управления персоналом кадровой службой в письменной форме. Дисциплинарное взыскание может быть объявлено политическому государственному служащему на заседании соответствующего государственного органа, его коллегии или в присутствии служащих, определяемых должностным лицом, наложившим это взыскание.

По решению Президента Республики Казахстан нарушения норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, допущенные политическими государственными служащими, назначаемыми Президентом Республики Казахстан, и их заместителями, могут рассматриваться Комиссией при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией далее — Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией.

Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией вправе вносить рекомендации о проведении служебного расследования, а также предложения о дисциплинарной ответственности должностных лиц вплоть до увольнения с занимаемой должности. Нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, допущенные акимами городов, являющихся административными центрами областей, рассматриваются советами по этике уполномоченного органа по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице, которые вправе вносить рекомендации о проведении служебного расследования, а также предложения о дисциплинарной ответственности должностных лиц вплоть до их увольнения с занимаемой должности.

Служебное расследование проводится по поручению лица, уполномоченного налагать дисциплинарное взыскания. Обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает приведение его в исполнение.

В акте о наложении дисциплинарного взыскания указываются проступок, за совершение которого налагается взыскание, вид взыскания и лицо, на которое оно налагается. Сведения и акты о дисциплинарных взысканиях подлежат учету службой управления персоналом кадровой службой государственного органа путем занесения в послужной список политического государственного служащего. Сведения о дисциплинарных взысканиях, наложенных руководителем государственного органа на политических государственных служащих, допустивших дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, подлежат обязательному представлению службой управления персоналом кадровой службой в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.

Если в течение шести месяцев со дня наложения взыскания политический государственный служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Снятие дисциплинарного взыскания в виде понижения в должности с политического государственного служащего не влечет его восстановление в ранее занимаемой должности. В случае наложения на политического государственного служащего нескольких дисциплинарных взысканий он считается имеющим взыскание до истечения шестимесячного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения шестимесячного срока, если политический государственный служащий не совершил нового проступка и при этом проявил себя как добросовестный работник. Дисциплинарное взыскание, не снятое ко дню прекращения должностных обязанностей политическим государственным служащим, считается снятым со дня прекращения этих обязанностей.

Для досрочного снятия дисциплинарного взыскания непосредственный руководитель политического государственного служащего, на которого взыскание было наложено, направляет соответствующее ходатайство уполномоченному лицу.

Досрочное снятие взыскания, если оно наложено по рекомендации Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией, производится только по согласованию с ней, если иное не решено Президентом Республики Казахстан. Дисциплинарная ответственность членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, за исключением нарушений норм служебной этики, в том числе допущения дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, рассматривается кадровой комиссией области, столицы, города республиканского значения.

Дисциплинарную ответственность государственных служащих категорий В-1, С-1, С-2, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, рассматривает Комиссия по этике уполномоченного органа по делам государственной службы далее — Комиссия по этике , которая вырабатывает рекомендации о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Положение о Комиссии по этике утверждается уполномоченным органом по делам государственной службы. Дисциплинарная ответственность членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, административных государственных служащих категорий С-О-1, С-О-2, С-R-1, С-R-2, D-1, D-2, D-О-1, D-О-2, Е-1, Е-2, Е-R-1, Е-R-2, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, рассматривается советами по этике уполномоченного органа по делам государственной службы в областях, городах республиканского значения, столице далее — Совет по этике.

В случаях, когда в рамках одного дисциплинарного производства необходимо рассмотреть проступки нескольких административных государственных служащих разных категорий, дисциплинарная ответственность рассматривается органом либо должностным лицом, имеющим право рассматривать проступок служащего, имеющего более высокий статус категорию.

Незначительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим, не имеющим дисциплинарного взыскания, или после снятия ранее наложенного взыскания, за который налагается взыскание в виде замечания, выговора и строго выговора.

Значительным проступком является проступок, совершенный административным государственным служащим при наличии не снятого взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за который налагается взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности.

При этом, в случаях допущения дисциплинарных проступков, за совершение которых предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности по основаниям в соответствии с законодательством о государственной службе, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности налагается независимо от наличия не снятого дисциплинарного взыскания.

Грубым проступком является проступок, за совершение которого предусмотрены увольнение, взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, либо совершенный административным государственным служащим при наличии не снятого взыскания в виде понижения в должности или предупреждения о неполном служебном соответствии, за который налагается взыскание в виде увольнения с занимаемой должности.

Основанием для наложения дисциплинарного взыскания является совершение административным государственным служащим дисциплинарного проступка. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степени вины лица, его совершившего.

При совершении административным государственным служащим дисциплинарного проступка с него истребуется письменное объяснение. В случае совершения административным государственным служащим незначительного дисциплинарного проступка, если в письменном объяснении он согласен с фактом совершения им данного проступка, то уполномоченное лицо имеет право наложить взыскание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования.

В случае, если административный государственный служащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, то по приказу уполномоченного лица должно быть проведено служебное расследование в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами. В случае отказа административным государственным служащим дать письменное объяснение работниками службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченными должностными лицами составляется соответствующий акт.

Отказ административного государственного служащего дать письменное объяснение не может служить препятствием для проведения служебного расследования.

Дисциплинарные взыскания в виде понижения в должности, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения с занимаемой должности налагаются в соответствии с рекомендациями Комиссии по результатам проведенного служебного расследования. Если дисциплинарный проступок совершен лицом, впервые принятым на административную государственную должность, с закрепленного за данным лицом наставника по факту совершения проступка истребуется письменное объяснение, которое доводится до сведения членов Комиссии на его заседании.

При рассмотрении уполномоченным лицом рекомендаций и материалов Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии или Совета по этике служебные расследования не проводятся. Уполномоченным лицом решение о наложении взыскания принимается в течение десяти рабочих дней в соответствии с рекомендацией Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии или Совета по этике.

О принятом решении сообщается в Национальную комиссию, Комиссию по этике, Региональную кадровую комиссию или Совет по этике в течение трех рабочих дней. Дисциплинарные взыскания при совершении проступка, совершенного совместно несколькими государственными служащими, налагаются на каждого служащего в отдельности.

За совершенный дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание. Применение к административному государственному служащему дисциплинарного взыскания, если в его действиях усматриваются другие виды ответственности, не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Служебным расследованием является деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о дисциплинарном проступке административного государственного служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда должностному лицу, имеющему право назначения на должность и освобождения от должности административного государственного служащего, далее — уполномоченное лицо стало известно о совершении им проступка.

Служебные расследования назначаются актом уполномоченного лица и проводятся службой управления персоналом кадровой службой в срок не более десяти рабочих дней со дня издания акта о проведении служебного расследования. При этом, к служебному расследованию привлекается непосредственный руководитель административного государственного служащего, за исключением случаев наличия конфликта интересов либо рассмотрения их дисциплинарной ответственности в рамках одного дисциплинарного производства.

В случае необходимости к проведению служебного расследования привлекаются иные государственные служащие, а также проведение служебного расследования может быть возложено на иные структурные подразделения с привлечением сотрудника службы управления персоналом кадровой службы.

Лица, входящие в состав Комиссии, к проведению служебного расследования не привлекаются. Проведение служебных расследований без наличия акта уполномоченного лица о назначении такого расследования не допускается. Служебное расследование приостанавливается и возобновляется решением уполномоченного лица. Председатель Национальной комиссии может поручить проведение служебного расследования соответствующему государственному органу либо должностному лицу в соответствии с их компетенцией с включением в состав лиц, проводящих служебное расследование, представителя рабочего органа Национальной комиссии либо уполномоченного органа.

Председатель Региональной кадровой комиссии может поручить проведение служебного расследования соответствующему государственному органу либо должностному лицу в соответствии с их компетенцией с включением в состав лиц, проводящих служебное расследование, представителя рабочего органа Региональной кадровой комиссии. В случае необходимости уполномоченный орган по делам государственной службы может поручить проведение служебного расследования службе управления персоналом кадровой службе самого государственного органа с участием представителя уполномоченного органа по делам государственной службы.

В этом случае материалы в отношении административных государственных служащих по решению председателя Национальной комиссии, руководителя уполномоченного органа по делам государственной службы, председателя Региональной кадровой комиссии направляются должностному лицу, имеющему право назначения на должность и освобождения от должности, для наложения на служащих дисциплинарных взысканий.

Сведениями о совершении дисциплинарного проступка административным государственным служащим являются: обращения физических и юридических лиц, материалы правоохранительных и иных государственных органов, публикации в средствах массовой информации, служебные записки либо представления руководителей структурных подразделений государственных органов, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарный проступок, и иные материалы.

Материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме, в том числе видео материалы. В ходе служебного расследования служба управления персоналом кадровая служба либо уполномоченные должностные лица всесторонне и полно собирают все материалы и сведения, касающиеся обстоятельств совершения дисциплинарного проступка и иных оснований расследования, и представляют материалы с соответствующим мотивированным заключением на рассмотрение Комиссии. До рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке Национальной комиссией, Комиссией по этике, Региональной кадровой комиссией, Советом по этике или Комиссией от служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, службой управления персоналом кадровой службой либо уполномоченными должностными лицами истребуется письменное объяснение.

Отказ административного государственного служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, дать письменное объяснение не может служить препятствием для направления материалов служебного расследования на рассмотрение Национальной комиссии, Комиссии по этике, Региональной кадровой комиссии, Совета по этике, Комиссии и принятия решения о наложении взыскания.

В этом случае работником службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченными должностными лицами в произвольной форме составляется акт об отказе в даче письменного объяснения. В случае отказа административного государственного служащего, в отношении которого рассматривается дисциплинарная ответственность, подтвердить своей подписью ознакомление с материалами служебного расследования, работниками службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченными должностными лицами составляется соответствующий акт.

Комиссия формируется актом уполномоченного лица и состоит из председателя, членов Комиссии из числа работников государственного органа. Общее количество членов Комиссии, включая председателя, должно составлять нечетное число, и состав комиссии должен состоять из представителей различных структурных подразделений государственного органа.

В центральных исполнительных органах ответственный секретарь осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, формирует ее состав в количестве не менее чем из пяти членов, две трети из которых должна состоять из представителей структурных подразделений, в том числе председателя. Председатель Комиссии избирается из числа ее членов. Для государственных органов, штатная численность которых составляет менее пятидесяти единиц, допускается формирование Комиссии в составе трех членов.

Секретарем Комиссии является представитель службы управления персоналом кадровой службы , который определяется руководителем службы управления персоналом кадровой службой. Все материалы работы Комиссии хранятся в службе управления персоналом кадровой службе.

Секретарь Комиссии осуществляет организационное обеспечение ее работы и не принимает участие в голосовании. Политические государственные служащие, являющиеся руководителями государственных органов и их заместители, а также уполномоченные лица не могут входить в состав Комиссии. Член Комиссии не участвует в рассмотрении материалов служебного расследования и исследовании фактов, касающихся дисциплинарного проступка, в отношении служащего, являющегося его близким родственником или свойственником, или если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в данном расследовании.

В случае, если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в расследовании, то он обязан незамедлительно информировать об этом лицо, имеющее право назначения на должности и освобождения от должностей административных государственных служащих. Комиссия на своем заседании рассматривает материалы служебного расследования и исследует факты, касающиеся дисциплинарного проступка, заслушивает объяснения административного государственного служащего, в отношении которого проведено служебное расследование, и представителей службы управления персоналом кадровой службы либо уполномоченных должностных лиц, проводивших расследование.

Комиссия также имеет право заслушать свидетелей и исследовать любые факты, касающиеся проступка. День проведения заседания определяется председателем, о чем члены Комиссии и административный государственный служащий уведомляются службой управления персоналом кадровой службой. Рассмотрение материалов служебного расследования на заседании Комиссии может происходить без участия административного государственного служащего, в отношении которого рассматривается дисциплинарная ответственность, если он был надлежащим образом извещен о времени и месте заседания Комиссии и ознакомлен с указанными материалами не менее чем за три рабочих дня до проведения заседания.

Надлежащим извещением в настоящих Правилах признается извещение административного государственного служащего письмом по месту работы либо заказным письмом или телеграммой, в случае отсутствия его на работе, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку, либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова. Административный государственный служащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, в случаях перемены во время служебного расследования своего адреса, абонентского номера сотовой связи письменно сообщает об этом службе управления персоналом кадровой службе.

При отсутствии такого сообщения, извещение, вызов посылаются по последнему известному адресу, абонентскому номеру сотовой связи и считаются доставленными, хотя служащий по этому адресу более не проживает или не находится, не использует этот абонентский номер сотовой связи. Административный государственный служащий может письменно отказаться от участия на заседании Комиссии. Заседание Комиссии считается правомочным, если на заседании присутствует не менее трех четвертей ее членов.

Ход заседания Комиссии оформляется в виде протокола, в котором фиксируются решения Комиссии по вопросам, указанным в пункте 66 настоящих Правил. Протокол подписывается председателем, членами и секретарем Комиссии, после чего служба управления персоналом ознакамливает с ним служащего, в отношении которого рассматривается вопрос дисциплинарной ответственности.

К протоколу может прилагаться стенограмма заседания, а ход заседания фиксироваться с помощью технических средств. Во время заседания административный государственный служащий также может использовать технические средства записи, за исключением случаев, когда рассмотрение вопросов дисциплинарной ответственности затрагивает государственные секреты. Использование технических средств записи не должно мешать ходу заседания дисциплинарной комиссии. О применении Комиссией технических средств производится отметка в протоколе заседания Комиссии.

Рекомендации Комиссии принимаются путем открытого голосования и направляются уполномоченному лицу. Члены Комиссии не воздерживаются при голосовании и участвуют в заседаниях без права замены. Не допускается какое-либо вмешательство в деятельность Комиссии. Член Комиссии, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вручается председателю Комиссии и приобщается им к протоколу заседания Комиссии.

При наличии фактов, подтверждающих совершение дисциплинарного проступка, Комиссия выносит рекомендации уполномоченному лицу о целесообразности наложения взыскания и его виде. Комиссия при наличии достаточных оснований в рекомендациях указывает на установленные в ходе рассмотрения дисциплинарной ответственности служащего факты нарушения законодательства, причины и условия, способствовавшие совершению проступка, и необходимые для принятия соответствующие меры.