Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Игры для волонтеров в детском доме

Формы работы с подопечными: мастер-классы, игры и творчество, прогулки

  • Разделы Видео семинаров и тренингов, Волонтеру-новичку, Игры с детьми и праздники

Новости

  • Все новости
  • День за днем
  • Мероприятия
  • Новости центра
  • СМИ о нас
  • Учебные дела

Спасая мир – не покалечься

— В широком сознании бытует мнение, что волонтер от своей деятельности должен получать огромное удовольствие, что эта работа окрыляет. Почему здесь начинаются разговоры о психологической безопасности, супервизии и прочее?

— Наверное, нужно сразу сузить тему, потому что истории бывают разные. Одно дело, когда волонтер, скажем, едет восстанавливать монастырь. Другое, — когда происходит общение с людьми, конкретно – детьми. То, о чем я буду говорить, основано именно на опыте нашего фонда, а мы много занимаемся как раз волонтерством и сопровождением волонтеров.

Да, волонтер идет «нести добро», но, если он при этом не подготовлен, добро оборачивается злом для всех – и для него самого, и для тех, кому он намеревался это добро причинить. И, если говорить совсем конкретно о помощи детям-сиротам в сиротских учреждениях, вопрос о подготовке волонтера стоит особенно остро.

Дети из детдомов имеют очень непростую историю жизни. Она откладывает сильный отпечаток на то, как они формируются эмоционально и психически. Причем под «эмоциональным» я имею в виду конкретно эмоциональные трудности, а под «психическим» — познавательное развитие и особенности коммуникации. Если все это не учитывать, травмироваться можно уже от самой первой картины, которую ты увидишь.

Например, вдруг выясняется, что ребенок, которому биологически – двенадцать лет, интеллектуально развит лет на шесть, а эмоционально – вообще непонятно, на какой возраст, потому что у него еще куча всяких травматических проявлений. Уже это рассогласование ожидаемого и реального может травмировать неподготовленного волонтера. Кроме того,

поведение со стороны детей-сирот в отношении волонтеров бывает агрессивным. Они могут жестко отвергать, либо использовать и манипулировать; встречаются и кражи вещей у волонтеров.

Все это происходит не потому, что они кому-то желают зла. Просто, если до детдома они были в неблагополучной среде, то, естественно, научились вести себя так, чтобы в этой среде выжить. Они не делают скидку на то, что обстоятельства поменялись, что эти люди хотят добра.

Провокационное поведение – это вообще беда, с которой часто сталкиваются волонтеры. К нему не подготовлены даже взрослые, но у них хотя бы есть жизненный опыт – ресурс, на который они могут опереться. Человека же совсем «свеженького», с «розовым» взглядом на мир столкновение с такой действительностью может просто разрушить.

Больше всего любой ребенок хочет в семью, поэтому любой волонтер очень быстро услышит вопросы: «А когда ты возьмешь меня к себе?» «Ты будешь меня усыновлять?» «Где моя мама?»

От них даже опытный волонтер часто испытывает душевное волнение.

И здесь мы сталкиваемся с необходимостью супервизии, потому что люди начинают думать о том, что этого ребенка надо срочно взять к себе, не имея при этом ни условий, ни моральных сил для усыновления или опеки.

Алина и Динара

Уже там, на месте, после знакомства и психологических упражнений, к нам присоединилась одна из уже действующих наставниц – худенькая девушка с короткими черными волосами, смущаясь, рассказала про свой опыт. Она рассказывала, почему нелегко быть наставником, почему не нужно строить иллюзий, предупредила, что дети не всегда рады тебя видеть, призналась, что даже спустя два месяца ей иногда бывает сложно найти общий язык со своей подопечной.

Алина сейчас волонтер в программе благотворительного фонда «Наши дети», которая действует в Уфе год. Аналогов этому в городе еще не было – вся суть в том, чтобы помогать подросткам из детских домов в социализации и быть готовыми к самостоятельной жизни. В роли помощников выступают обычные взрослые – те, кто прошел обучение и твердо решил взять на себя обязательство стать кем-то для ребенка без мамы и папы.

Алина (имя изм., – прим. ред.) пришла в программу относительно недавно, на тренинг для новой волны волонтеров забежала перед очередным посещением Динары (имя изм., – прим. ред.) – своей подопечной из детского дома. Она рассказала и о первой своей встрече с девочкой, смеясь, добавила: «Наверное, Динара меня начала испытывать с первого дня». Тогда она рассказала девочке, что занимается керамикой. Динара заинтересовалась, и они договорились, что Алина в следующий раз принесет глину, чтобы сделать кружку вместе. Девочка ответила, что хочет нарисовать своего любимого героя из игры «Бенди и чернильная машина», поставила песенку со строчкой: «Сделай мне машину и умри», а в день встречи нарисовала Бенди на кружке и написала «Умри».

К чему этот рассказ? К тому, что самое главное для волонтеров, решивших стать частью программы «Наставничество» – понимать зачем и для чего ты идешь в детский дом. Об этом неоднократно на тренинге говорила координатор программы Салима Мануилова. Поэтому каждому, кто пришел, задавали три вопроса: «Есть ли опыт общения с детьми из детских домов и приютов?», «Зачем ты пришел в программу?», «Хочешь ли ты стать наставником?». Самый главный вопрос – последний. Важно также понимать, что отношения с ребенком, как и любые отношения – бывают сложными. Нужно помнить, что лучше не строить воздушных замков и чего-то ждать. Но самое важное – понимать, что придя в программу, ты можешь стать для ребенка настоящий другом. Алина так и сказала под конец своего выступления: «Знаете, я уже сейчас ничего не жду, раньше я боялась и переживала, не могла понять, зачем я это делаю, сейчас я просто прихожу к Динаре и стараюсь дать ей все, что могу».

Салима Мануилова – сама наставник. Как и у Алины, отношения со своей подопечной складывались гладко не всегда. Но, когда период «перетряски» прошел, установилась очень крепкая, долговечная связь. В целом, об опыте, отношениях и психологии на той встрече говорилось много и не спроста. Таких тренингов для будущих наставников два: «Технология наставничества» и «Психология сиротства». На каждом подробно рассказывается, через что прошли дети из детского дома, и что важно понимать, встав на путь волонтера программы. Если после обучения желание стать наставником не пропало, волонтеры проходят собеседование, встречаются с психологом и проходят медицинскую комиссию. В свою очередь, дети тоже заполняют анкету, эти анкеты без фотографии дают будущим наставникам. После этого происходит долгожданная встреча.